Джон Кармак скептически относится к тому, как Facebook пытается построить метавселенную

На этой неделе Facebook представила своё видение будущего: компания считает, что в ближайшие годы люди начнут переходить в метавселенную — гораздо чаще видеться друг с другом через VR, пользоваться мессенджерами и прочими телефонными приложениями через дополненную реальность, приобретать NFT-вещи для своих универсальных аватаров и так далее. Facebook даже сменила своё название — теперь она именуется Meta.

Анонс произошёл в рамках Facebook Connect — ежегодной конференции, посвящённой альтернативной реальности. Сферой очень интересуется легендарный программист Джон Кармак (John Carmack) — сейчас он занимает роль консультирующего технического директора в Oculus, подразделении Meta. Кармаку выделили отдельную трансляцию на Facebook Connect, где он заявил, что со скепсисом относится к тому, как Meta собирается строить метавселенную.


Полная запись основного доклада Джона Кармака.

Сперва Кармак подчеркнул, что общая идея метавселенной ему очень нравится. При этом он выступал против почти всех подвижек в сторону метавселенной внутри Oculus, причём даже до того, как компанию купила Facebook.

Я хочу, чтобы она существовала, но у меня есть убедительные причины считать, что готовиться к строительству метавселенной — не лучший способ создавать метавселенную. <…> Метавселенная — это ловушка-приманка для архитектурных астронавтов.

Архитектурные астронавты — это что-то вроде насмешливо-уничижительного термина для программистов или дизайнеров, которые хотят смотреть на всё только на самом высоком уровне. Они не хотят говорить о микроархитектурах графических процессоров, объединении сетевых потоков или работе с ассетами — любых базовых деталях. Они говорят только об очень абстрактных терминах. <…>

От этого мне хочется рвать на себе волосы, потому что эти вещи не являются по-настоящему важными, когда что-то создаёшь. Но вот мы здесь: Марк Цукерберг решил, что пора строить метавселенную. На это начали тратить огромные ресурсы и усилия. Теперь масштабная задача — убедиться, что такое колоссальное количество трудовой энергии пойдёт на что-то положительное, что мы сможем создать нечто, что окажется ценным для пользователей в ближайшей перспективе. Я беспокоюсь о том, что мы потратим годы усилий и, возможно, тысячи специалистов, а получим нечто, что добавляет мало полезного к тому, как люди пользуются своими устройствами сейчас.

В общем, мой самый главный совет — нам нужно сконцентрироваться на реальных конечных продуктах, а не на технологиях, архитектурах или инициативах.


Джон Кармак скептически относится к тому, как Facebook пытается построить метавселенную

Один из примеров использования метавселенной в презентации от Meta: сыграть шахматную партию с голограммой своего приятеля, который находится на другом краю Земли.

Кармак привёл пример из собственной карьеры:

Я не писал игровые движки, когда работал в id Software, я писал игры. И некоторые технологии в этих играх оказались достаточно гибкими, чтобы применять их в других продуктах. Но технологии всегда создавались для конкретного продукта. Технологии позволяли создать продукт, а затем почти случайно позволяли создать что-то ещё после того, как мы выпустили продукт.

Получается, что Кармак одобрил общую идею, но раскритиковал методы, которыми эту идею пытаются воплотить в Meta. И случилось это почти сразу после того, как Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) полтора часа рассказывал об удивительных возможностях, которые открывает метавселенная. Как шутят в комментариях на YouTube, «только Кармак может ругать решения своего работодателя прямо на конференции работодателя, и ему ничего за это не будет».

Метавселенная от Meta должна коснуться и видеоигр: на Facebook Connect говорили о том, что новый способ взаимодействия с Сетью откроет совершенно иной уровень для совместных развлечений. Конкретики пока мало, но за VR компания держится крепко: например, для шлема Quest 2 анонсировали свою версию GTA: San Andreas.


Вступительная презентация с Facebook Connect, где Цукерберг описывает видение метавселенной.