Как подключить проигрыватель виниловых пластинок к акустической системе

Как подключить проигрыватель виниловых пластинок к акустической системе

Для того, чтобы музыка с виниловой пластинки зазвучала, зачастую недостаточно просто подключить проигрыватель к усилителю. Всё дело в процессе, который называется фонокоррекция. В предыдущей статье цикла, посвященной выбору проигрывателя виниловых пластинок, мы довольно подробно рассмотрели вопрос “что такое фонокоррекция”. В этой статье мы расскажем о том, какими бывают фонокорректоры, как их правильно выбирать и как они сочетаются с разными типами игл, усилителей и колонок.

В любом случае, при подключении проигрывателя к акустической системе без фонокорректора не обойтись. А вот каким он будет — внешним или встроенным в в усилитель или прямо в колонки — решать вам. Наша задача — показать возможные варианты подключения проигрывателя к акустическим системам и рассказать о плюсах и минусах каждого типа подключения.

Лучшие внешние фонокорректоры

Fluance PA10 High Fidelity Phono Preamp

Фонокорректор компании Fluance, разработанный специально для подключения её же проигрывателей. Простой и надежный, с внешним блоком питания, сертификацией RIAA и возможностью подключения только MM-звукоснимателей. Бонусом идет отключаемый фильтр сверхнизких частот, помогающий в борьбе с вибрацией двигателя проигрывателя.

Amazon

Pyle Phono Turntable Preamp

Самый недорогой фонокорректор из представленных на Amazon. Аналог встроенных решений в проигрывателях начального уровня. О возможности подключения MC-головок ничего не сказано, но это и не нужно: одна MC-головка может стоить и 500 долларов, поэтому отправлять её сигнал в настолько бюджетное решение не имеет смысла. Из плюсов здесь только цена, но если нужно быстрое решение, то это оно.

Amazon

Maker Hart Just Amp 5 with wood speakers

Еще одно недорогое решение для тех, кому подарили проигрыватель, а больше ничего не подарили. В комплекте с этим MM-совместимым фонокорректором идет пара колонок с достаточным качеством звучания, способным удовлетворить начинающего виниловода. Бонусом — богатейшее как для фонокорректора количество регуляторов частот и громкости.

Amazon

Лучшие ресиверы со встроенными фонокоректорами

Sony STRDH190 2-ch Home Stereo Receiver

Самый недорогой ресивер в актуальной линейке Sony, зато со встроенным фонокорректором с поддержкой MM-звукоснимателей. Можно подключать 2 или 4 пассивные колонки. Есть Bluetooth, так что кроме винила можно будет слушать музыку из Apple Music, Spotify и прочих стриминговых сервисов, которыми напичканы ваши смартфоны.

Amazon

YAMAHA R-N303BL Stereo Receiver

Всё то же самое, что и Sony STRDH190, но с кучей приятных плюшек. Самая интересная — фирменное приложение MusicCast, которое позволяет передавать аудио практически из любого современного стримингового сервиса от вашего смартфона к ресиверу по WiFi, а не Bluetooth (хотя и BT поддерживается). Бонусом идут поддержка AirPlay (актуально для владельцев техники Apple) и голосового помощника Alexa.

Amazon

Лучшие ативные колонки со встроенным фонокорректором

Kanto YU6 Powered Bookshelf Speakers

Одинаково хорошо заточенные под цифровой и аналоговый сигнал, колонки YU6 позволяет подключить любой проигрыватель винила благодаря встроенному фонокорректору. Пульт дистанционного управления серии YU делает прослушивание музыки более удобным: можно быстро переключаться между источниками звука, настраивать звуковое полотно в соответствии с помещением и даже управлять воспроизведением при потоковой передаче через Bluetooth.

Amazon

Klipsch The Fives

Благодаря практически неограниченным возможностям подключения, включая HDMI-ARC, встроенный фонокорректор и многое другое, The Fives обеспечивают лучшее качество звучания, чем традиционные саундбары, при той же простой настройке plug-and-play. The Fives оснащены съемными магнитными решетками, включая бесплатную пару бежевых решеток, несколькими вариантами отделки и выходом для сабвуфера.

Amazon

(если вы никогда не делали заказ с Amazon, у нас есть подробная инструкция как это делать, даже если вы не знаете английского языка)

Немного теории

Бытует мнение, что фонокорректор — это то же самое, что и предусилитель. То есть его задача усилить слабый электросигнал, поступающий из картриджа с иглой до уровня, воспринимаемого акустической системой. Это не совсем так. Предварительное усиление — только одно из свойств фонокорректора.

Технология записи виниловой пластинки заметно понижает низкочастотный диапазон записи и не менее заметно повышает высокочастотный. Почему так происходит?

Это связано с тем, что мощность высоких частот в записи существенно меньше мощности остального диапазона, поэтому шумы от материала, из которого делают пластинки (того самого винила) могут сказаться на качестве воспроизведения. Чтобы этого не произошло, в виниловых дорожках высокочастотная информация максимально усиливается.

Что касается низкочастотных вибраций, их наоборот «сглаживают», чтобы игла не выпрыгивала через бортик дорожки. Соответственно, при воспроизведении недостаток низких частот на виниле нужно компенсировать.

Типы игл

В современных проигрывателях используются звукосниматели двух типов:

  • с движущимся магнитом (головки MM — «Moving Magnet»);
  • с движущейся катушкой (головки MC — «Moving Coil»).

Уровень выходного сигнала у MM примерно 5 мВ, а у MC и того меньше — всего 0,5 мВ. При этом усилителю на входе требуется от 200 до 1000 мВ, то есть от 40 до 2000 раз больше.

Помимо этого, звукосниматели могут отличаться сопротивлением, емкостью и прочими параметрами, которые необходимо учитывать.

Для чего нужны фонокорректоры

В 1953-м году Американская Ассоциация Звукозаписывающей Индустрии (RIAA) впервые стандартизировала амплитудно-частотные характеристики записи и воспроизведения грампластинок. В то время учитывался диапазон частот от 30 Гц до 15 кГц. Со временем технологии позволили этот диапазон расширить, поэтому спустя 25 лет был разработан стандарт RIAA-78, используемый по сей день. Для краткости его и продолжают назвать стандартом RIAA.

Именно этим стандартом руководствуются при создании фонокорректора — прибора, который приводит частотные характеристики и уровень записи виниловых пластинок в соответствие с требованиями входного сигнала акустических систем. Фонокоректоры бывают как универсальными, рассчитанными на работу и с MM, и с MC головками, так и разработанными под каждый тип головок отдельно.

Кроме того, фонокорректоры могут быть как отдельными устройствами (так называемыми «внешними»), так и встроенными. Причем встроены они могут быть как в сам проигрыватель виниловых пластинок, так и в усилитель, или даже прямо в активные колонки, которым усилитель вообще не нужен.

Но, каким бы ни был ваш выбор, вообще без фонокорректора в случае с проигрывателем виниловых пластинок обойтись невозможно.

Встроенные в проигрыватели фонокорректоры

В большинство современных проигрывателей начального уровня (мы подробно рассказывали о них в статье «Выбор винилового проигрывателя для начинающих») производители встраивают отключаемый фонокорректор.

Преимущество такого встроенного решения, очевидно, в том, что оно не требует дополнительных затрат. Купили проигрыватель, активировали фонокорректор переключателем Phono/Line — слушаете музыку через свой комплект акустики, каким бы он ни был. При этом, разумеется, встроенный фонокорректор будет подобран производителем исходя из остальной конструкции проигрывателя: типа головки, сопротивления и т. д.

Относительным минусом этого решения является его дешевизна и, как следствие, не самое высокое (но абсолютно приемлемое) качество звука. Его можно назвать скорее «достаточным», но далеко не идеальным.

Внешние фонокорректоры

Внешние фонокорректоры выглядят обычно как небольшая коробочка со шнуром питания и гнездами для подключения кабелей. В том случае, если производителем фонокорректора является производитель проигрывателя, этого более чем достаточно. Требования стандарта RIAA будут учтены, а конструкция с оглядкой на подключение конкретных моделей избавляет от необходимости снабжать устройство всевозможными регуляторами частот и уровня предусиления.

Совсем другое дело — фонокорреккторы от сторонних производителей. Здесь при выборе устройства нужно учитывать как наличие сертификации RIAA, так и возможность апгрейда головки звукоснимателя.

В проигрывателях начального уровня по умолчанию устанавливаются MM-головки, но со временем вам может захотеться большего и вы проапгрейдитесь до головки типа MC. Следовательно, если вы хотя бы задумываетесь о такой возможности, фонокорректор должен учитывать возможность подключения обоих вариантов звукоснимателя — то есть, быть не специализированным, а универсальным. В противном случае вместе со сменой технологии MM на MC вам прийдется менять еще и фонокорректор.

Самым «слабым звеном» фонокорректора является блок питания. Внутренний блок может создавать электромагнитные наводки от сети. Поэтому многие производители делают блок питания фонокорректора внешним, чтобы его можно было разместить на расстоянии. Для совсем экстремальных случаев придумали фонокорректоры, работающие от батареек или аккумуляторов.

Фонокорректоры в усилителях и ресиверах

Раз фонокорректор можно встроить в сам проигрыватель, его можно встроить в усилитель или ресивер. В этом нет ничего сложного или экстремального, это обычная практика у многих производителей, рассчитывающих на использование их техники именно для воспроизведения музыки.

Рекомендации здесь схожи с теми, что актуальны и для внешних устройств: желательна сертификация RIAA и соответствие вашему типу звукоснимателя. Входные гнезда Phono могут быть либо снабжены переключателем, либо обозначены соответствующей маркировкой MM или MC, чтобы было понятно, в какой из комплектов входов подключать ваш проигрыватель.

Разумеется, если со временем предполагается смена технологии головки в проигрывателе, то покупать ресивер или усилитель, не рассчитанный на такой апгрейд, бессмысленно.

Фонокорректоры в активных колонках

Существует целый класс так называемых активных колонок, которым усилитель не нужен в принципе: всё необходимое для обработки и усиления аудиосигнала они несут на борту. Зачастую в таких колонках есть универсальный фонокорректор, а также Bluetooth, оптический вход, аналоговые RCA-разъемы и даже USB, что позволяет смело избавиться от ресивера вообще.

Причем, несмотря на то, что подобный «зоопарк» вариантов подключения обычно вызывает ассоциации с пластиковым копеечным барахлом с AliExpress, речь идет о действительно качественной акустике, которая отлично раскроет потенциал винила.

Пассивные колонки в обязательном порядке подключаются к усилителю или ресиверу, так как по сути своей это просто ящики с динамиками. В пассивных колонках не предусмотрены ни питание, ни какие бы то ни было средства предварительной обработки звукового сигнала.

Кстати о Bluetooth

Некоторые модели проигрывателей винила, вроде Sony PS-LX310BT или Pro-Ject Juke Box E, оснащены модулем Bluetooth, который позволяет транслировать музыку на BT-колонки или наушники. Также с Bluetooth бывают активные колонки, о чем мы писали выше, или даже ресиверы.

Нужно понимать, что наличие Bluetooth хоть и избавляет от необходимости правильного подбора остальной аппаратуры в комплект к самому проигрывателю, но сводит на нет все преимущества винила как источника аналогового звука.

Передача звука по Bluetooth ограничена поддерживаемыми кодеками, среди которых на сегодняшний день нет ни одного беспотерьного. Работы в этом направлении ведутся производителем BT-чипов Qualcomm, но когда появятся проигрыватели и колонки с поддержкой новых возможностей aptX Lossless, неизвестно. Более того, новый стандарт будет поддерживать максимум CD-качество (то есть 16 бит 44,1 кГц) и при этом только «в идеальных условиях». Что это за идеальные условия, Qualcomm не сообщает.

А что в итоге?

Традиционно подытожим базовые принципы выбора комплекта акустики и вариантов подключения проигрывателя виниловых пластинок.

Возможные варианты:

  • проигрыватель со встроенным фонокорректором → усилитель/ресивер → пассивные колонки;
  • проигрыватель → внешний фонокорректор → усилитель/ресивер → пассивные колонки;
  • проигрыватель → усилитель/ресивер со встроенным фонокорректором → пассивные колонки;
  • проигрыватель со встроенным фонокорректором → активные колонки;
  • проигрыватель → внешний фонокорректор → активные колонки;
  • проигрыватель → активные колонки со встроенным фонокорректором.

Наиболее гибким, конечно, будет использование фонокорректора как отдельного устройства. Вы можете максимально проапгрейдить проигрыватель и купить совершенно фантастическую акустику, упершись в потолок своих возможностей, но замена фонокорректора на более продвинутую модель всегда позволит продолжить модернизацию системы. А выбор какой-то определенной модели может придать вашему комплекту настолько индивидуальное звучание, какого вы никогда не добились бы, используя встроенные решения. Но помните, что бы мы тут для вас ни написали, окончательный выбор всегда за вами.

Приятного прослушивания.

Для тех, кто хочет знать больше: